среда, 13 апреля 2011 г.

On Patriotism

Мне не очень понятно всеобщее ликование, вызванное покупкой на аукционе Sotheby’s капсулы космического корабля Восток ЗКА-2 бизнесменом-патриотом Евгением Юрченко, который сразу же пообещал передать раритет в один из «посвященных истории освоения космоса» российских музеев.

Капсула корабля «Восток ЗКА-2». 
Продана 12 апреля на аукционе Sotheby’s за 2,89 миллиона долларов 
(при эстимейте 2–10 миллионов долларов)

Точно так же, под рукоплескания и восторги, возвращался на родину в 2002 году «Сенокос» Венецианова.

Алексей Венецианов. Сенокос. Не позднее 1827. Государственная Третьяковская галерея

Эти жесты щедрости подаются нам как «яркий пример нового этапа созидания и восстановления культурного богатства нашей родины». Но если вдуматься, радоваться здесь нечему. Ту же работу Венецианова было готово купить одно из богатейших художественных собраний мира — Национальная галерея в Лондоне. Возможно, работу практически неизвестного на Западе русского художника выставили бы в постоянной экспозиции рядом с такими шедеврами мирового искусства, как «Святой Иероним в келье» Антонелло да Мессины, «Чета Арнольфини» Яна ван Эйка, «Аллегория с Венерой и Амуром» Аньоло Бронзино, «Послы» Ганса Гольбейна, «Венера перед зеркалом» Диего Веласкеса, «Музыка в саду Тюильри» и «Расстрел императора Максимилиана» Эдуара Мане... Но «России удалось отстоять законные интересы российской стороны»

То, что представляется нам патриотическим жестом, на самом деле ведет к изъятию России, о которой и так миру известно немного, из общемирового культурного и исторического контекстов, а также является знаком того, что наша страна идет по пути изоляционизма. И с этой точки зрения более патриотично было бы передать наш Восток ЗКА-2, например, лондонскому Музею науки (Science Museum) или Национальному аэрокосмическому музею (National Air and Space Museum) в Вашингтоне, куда приходят миллионы посетителей и где ведется научная и просветительская работа. Передать для того, чтобы мир не забывал о первенстве СССР — России в освоении космоса.

Ну и еще один сюжет для размышления. В каталоге галереи Уффици во Флоренции можно найти произведение художника со странными именем и фамилией — Boris Michailovich. На самом деле это Кустодиев, но его фамилия, как и, судя по всему, его искусство неизвестны западным искусствоведам, что очень печально.