вторник, 3 мая 2011 г.

"Массовая культура - это искусство, но не наоборот"

Венецианская биеннале уже началась - стали известны имена художников, которым вручат "Золотых львов" за "Вклад в искусство". Первым лауреатом стал австриец Франц Вест, скульптуры которого вызывают у меня неприятные физиологические ассоциации. А вот имя второго лауреата - американской художницы Элен Стёртеван (р. 1930), уверена, мало кому у нас (и не только у нас) что-либо говорит. Оно редко попадается в книгах по истории и теории как современного искусства вообще, так и поп-арта в частности.

Стёртеван на фоне "Цветов Уорхола"
Хотя к поп-арту она имеет непосредственное отношение, а ее художественные практики можно обозначить как критику и гипертрофирование основных поп-артистких стратегий.

Стёртеван получит награду за "Исследование проблемы авторства". Начиная с 60-х годов прошлого века, художница занималась апроприацией, то есть создавала реплики, копии (картины, скульптуры, фотографии, фильмы и видео) произведений других авторов: Энди Уорхола, Марселя Дюшана, Йозефа Бойса, Фрэнка Стелла, Джаспера Джонса, Роя Лихтенштейна. При этом апроприировать работы того или иного художника, Элен Стёртеван, как правило, начинала еще до того, когда предмет ее исследования становился знаменитым и коммерчески успешным художником, почти безошибочно угадывая что и у кого копировать. 40 лет ее творчества - это рассуждения о понятиях копии, реплики, подделки, симулякра, клона...

Копия Джаспера Джонса - "John Flag Painting", 1964
По признанию художницы, живопись она делает по памяти, но для реплик "Цветов" Уорхола (а он, в свою очередь, позаимствовал это изображение с рекламы Кодака) пользовалась шелкографскими трафаретами самого Уорхола (который, когда его окончательно достали вопросом как он это делает, отвечал занудам: "Не знаю, спросите у Элен"). В 1972 году Стёртеван воссоздала самый "несмотрибельный" фильм Уорхола "Empire State". Вначале эксперименты художницы вызывали восторг и поддержку арт-тусовки, но когда копируемые авторы стремительно превратились в звезд ее стратегии начали вызывать раздражение у художников, дилеров и критиков. В 1974 году, после создания копии целой выставки Бойса, Стёртеван перестала работать, вернувшись в искусство лишь в 1986 году.
А напоследок, процитируем художницу: "Массовая культура - это искусство, но не наоборот".

Комментариев нет:

Отправить комментарий