воскресенье, 31 октября 2010 г.

Искусственные сети

Блогерство называют трендом десятилетия, поэтому нет ничего удивительного в том, что этот тренд затронул и художественную среду. Среди активных (и не очень) блогеров, фейсбукеров и твиттеров рунета можно назвать директора Пермского музея современного искусства Марата Гельмана, коллекционера Игоря Маркина, президента Академии художеств Зураба Церетели, художников Дмитрия Врубеля и Владислава Мамышева-Монро, критика Андрей Ковалева, галеристов Елену Селину, Айдан Салахову и Владимира Овчаренко, сотрудника Эмитажа Дмитрия Озеркова и многих других.
 

Aram Barthol. Dead Drops project.
На днях в пяти местах Нью-Йорка художник Арам Бартол замуровал в кирпичные стены обычные USB-флешки, так что любой может попробовать присоединить свой ноутбук и скачать или сбросить информацию. Анонимная, оффлайновая сеть - киберпанковский антипод глобальных социальных сетей
Одним из первых в русской блогосфере появился Марат Гельман (ЖЖ-юзер maratguelman), в 2004 году, еще будучи галеристом, зарегистрировавший дневник на сервисе livejournal. «Я завел дневник по совету товарища, интернет-издателя Кости Рыкова, – вспоминает он. – Попросил его сделать сайт к выставке «Россия2», и когда рассказал концепт, Рыков ответил, что лучше для этого завести блог. Успех был фантастический. Но именно успех по привлечению людей, не имеющих отношения к искусству. Публика в ЖЖ разная. Раньше я, например, не общался ( так как не пересекался) с людьми, активно не любящими современное искусство и меня лично, – а здесь встретились. Это интересно. Оттачиваешь аргументацию. К тому же ЖЖ – это не только ведение дневника, но и чтение. Газеты открываю теперь только в аэропорту. В ЖЖ можно быстро получить точную информацию, выйти на очевидцев событий». Впрочем, Гельмана хватает не только на ЖЖ, который он ведет в формате «ни дня без строчки», но и на facebook, – причем, в отличие от многих респондентов, Гельман может точно ответить на вопрос о разнице между двумя сервисами: «Профессиональное общение в ЖЖ практически невозможно, неудобно, – объясняет он, – в facebook совсем по-другому. В нем вряд ли найдешь интересное чтение, но удобно решать вопросы с коллегами, давать информацию, переписываться. На facebook создана некая модель художественной среды». Меньше всего представителей нашего художественного сообщества в Twitter (можно называть разве что твиттер директора BAIBAKOV art projects Марии Байбаковой, критика и обозревателя газеты «Коммерсант» Валентина Дьяконова). Такое положение вещей можно объяснить тем, что сообщение на twitter, как обычная СМСка, не должно превышать 140 знаков (что для многословных людей искусства издевательски мало), и отсутствием возможности публиковать изображения.




Сегодня в интернет приходят не только отдельные люди, но и целые институции. ГЦСИ и ММСИ давно используют блоги и
facebook в качестве рекламного плацдарма, но, судя по количеству френдов и минимальной активности в комментариях, ни одна из этих институций не добилась желаемого эффекта. Секрет прост: за каждым из этих корпоративных блогов нет яркой, неординарной личности, способной пробудить интерес. Впрочем, история развития отечественной блогосферы знает и другие примеры. В 2007 году коллекционер Игорь Маркин (ЖЖ-юзер art4-ru) открыл для публики свою коллекцию под названием Музей ART4.ru. Успех музея у публики можно было бы объяснить бешенной активностью, которую развели в русской блогосфере сам его владелец, а также сотрудники музея Виктория Самсонова (ЖЖ-юзер viketz) и Генрикас Ясас (ЖЖ-юзер henry-morgan), в своих блогах писавшие об искусстве без пиетета и сантиментов – цинично, весело и с использованием ненормативной лексики. Более того, Маркин решил набирать сотрудников своего музея не из профессионального сообщества, а из социальных сетей: «Я читал дневники Викец и Генри, было очевидно, что их авторыкреативные и незаурядные люди. Собственно, такие мне были нужны, особенно пишущие, ведь сначала музей ART4.ru был интернет-проектом, и лишь потом был воплощен в бетоне». Впрочем, Маркин привлекал ЖЖ-юзеров не только в качестве наемных сотрудников, но и в качестве экспертов, советуясь с ними, покупать или не покупать для коллекции работу того или иного художника. «Когда слишком много покупаешь, в какой-то момент теряешь критическую отстраненность, – признается он. – Однажды я выложил в ЖЖ работы живописца Дмитрия Шорина, и люди помогли мне понять, что это не очень подходящий для моей коллекции художник». Вообще интерактивные игры с посетителями ART4.ru помогли Маркину: «По реакции посетителей музея, моего блога в ЖЖ мне стало понятно, что интересны не только те авторы, которые нравятся всем, но и те, которые не нравятся абсолютному большинству. В результате я купил много работ Бориса Михайлова, против которого проголосовали почти все посетителей музея».

Виртуальная карьера
Может ли интернет стать трамплином для художественной карьеры, а коллекционер встретится с художником на просторах виртуальной реальности? Подобные истории вовсе не редкость. Ветеран блогосферы с десятилетнем стажем художник Кирилл Шаманов (ЖЖ-юзер art-quasar) уверен, что активный пользователь имеет все шансы перевести свою карьеру из виртуальной плоскости в реальную: «Блоги – это то самое место где за счет собственной активности и харизматичности можно составить собственное медиа-лицо и, если оно не лишено хотя бы первичных признаков интеллекта, «инфицировать» им многих из пишущей братии, которая, начав писать об этом лице, привлечет к нему внимание власть и деньги имущих». Положительную роль социальные сети сыграли и в карьере художников Дмитрия Врубеля (ЖЖ-юзер dmitrivrubel) и Виктории Темофеевой (ЖЖ-юзер vikatim). «В 2006 году мы с Викой Тимофеевой начали публиковать наши новые работы в ЖЖ, – вспоминает Дмитрий Врубель, – а через пару месяцев наши картинки откомментировал ЖЖ-юзер-тысячнег maratguelman (тогда блог Марата Гельмана носил имя galerist), с которым мы, кстати, не общались с 1999 года. Мы предложили продолжить общение в офф-лайне, и уже на 2-й Московской биеннале экспозиция галереи Гельмана в ЦДХ называлась «Дневник художника», в честь нашего живого журнала. В 2007–2009 годах работы для «Евангельского проекта» в виде эскизов мы сначала размещали в ЖЖ, народ их бурно обсуждал. Сейчас мы тоже стараемся все новые работы публиковать сначала в своей «уютной жежешечке». Не отрицают художники, что социальные сети сегодня являются не только PR-площадкой, но и двигателем торговли. Тот же Врубель признался, что «случаи продаж были, причем по офф-лайновым ценам. Смешно было то, что картинки, которые покупатель захотел приобрести, существовали только в цифре, но мы справились».

О русском по-английски
Впрочем, многие (и особенно журналисты) используют интернет в том числе и для поиска информации. Присутствующие в русской блогосфере галеристы (кроме разве, что Марата Гельмана) и дилеры не склонны к излишней откровенности. Отечественный арт-рынок (заметим в скобках, совсем не прозрачный и ), а также международный рынок современного искусства пытается анализировать проживающая в Калифорнии Юлия Вольфсон (ЖЖ-юзер j-volfson). Впрочем, блоги нередко не только утоляют информационный голод отечественных пользователей, но и восполняют дефицит знаний о русском искусстве и современном художественном процессе у англоязычных читателей. С текучкой арт-процесса англоязычных читателей некогда знакомил newsletter Олеси Туркиной, не так давно прекративший свое существование. Сегодня англоязычный блог о русском искусстве art sputnik ведут обозреватель газеты «КоммерсантЪ» Валентин Дьяконов и арт-критик из Санкт-Петербурга Анна Матвеева. «Иностранные издания интересует только политика либо крупные события, – комментирует Дьяконов, – а текучка русской художественной жизни доступна только знающим русский язык. Идея «Арт-спутника» в том, чтобы рассказать по-английски про то, что происходит в быту, а не только в политике». Но самым значительным ресурсом о русском искусстве в англоязычном интернете, несомненно, является блог лондонского галериста Мэтью Боуна IZO.com, на страницах которого появляются не только новости из России, но и аналитика и даже эксклюзивные материалы вроде знаменитого послания Эмили Кабаковой Игорю Маркину, который написал в своем блоге о том, как, будучи в гостях у четы Кабаковых, он отравился рыбным блюдом. «Блог, конечно, создан, чтобы информировать «международную публику» в большей степени, чем русскую аудиторию, – говорит Боун. – Я понимаю, что (как объяснила мне Мария Байбакова) я раздаю ценную информацию бесплатно. Но это имеет и свою отдачу: я получаю дополнительные приглашения консультировать коллекционеров, писать для журналов и так далее. Так что это упражнение поднимает статус и косвенно может открыть новые направления бизнеса».

Спрос и предложения
Большинство наших респондентов откровенно признались, что завели блог, фейсбук или твиттер в целях селф-промоушена. Но могут ли социальные сети стать площадкой для продвижения проектов? На этот вопрос не существует однозначного ответа. «В нашей практике мы не уделяем большого внимания размещению информации о событиях в социальных сетях, – говорит директор агентства Art PR Анна Свергун. – Большинство наших клиентов не заинтересованы в этом, так как сами не читают блоги. Они больше привыкли к старому формату PR через печатные СМИ – газеты и журналы». Противоположного мнения придерживается Антон Белов (ныне директор ЦСК «Гараж»), основавший в 2008 году агентство Аrt management: «Несколько лет назад, когда мой друг художник Олег Доу только начинал свою карьеру, я размещал его работ на сайтах и интернет-комьюнити, посвященных фотографии. Потом мы занимались продвижением одного крупного клиента, после чего нам начали заказывать рассылку приглашений на открытия и работу с прессой. Проанализировав все заказы, мы разумно посчитали, что если начать делать профили галерей в фейсбуках и тематических сообществ в Живом журнале, то наши заказчики автоматически получат возможность охватить большую аудиторию информацией о выставках. Конечно, есть множество нюансов, но принцип всегда одинаков – не слишком рано и не слишком поздно всем напоминать о себе, ненавязчиво доносить информацию в виде дружеского совета, сообщения, рекомендации. Собственно, для этого мы нередко привлекаем известных в узких кругах блогеров, которые пишут анонс события или описывают впечатления от выставки». Впрочем, никто пока не пытался проанализировать эффективность продвижения через социальные сети. Но Игорь Маркин утверждает, что по данным исследования, которые проводили сотрудники ART4.ru, «из блога в музей приходит где-то пять человек из тысячи». Впрочем, даже он видит в социальных сетях рекламный потенциал: «Если я пойму, что facebook становится таким же популярным, как ЖЖ, я, пожалуй, заведу в нем сообщество музея – пусть и там будет маленькая рекламная площадка»

Текст написан для журнала ART+AUCTION (Russia) весной 2010 года. Публикуется впервые 

12 комментариев:

  1. "Приятель, поздравляю с разрешеньем столь долгого поста" (с) М.И. Чайковский
    С почином, Маша!

    ОтветитьУдалить
  2. ура! отлично! об этом, плз, обязон на лекции детям в рамках "ТЕКСТЫ ОБ ИСКУССТВЕ" расскажи! и чаю хочу с тобой попить... надеюсь, в Киеве пообщаемся

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо. Договорились. Я буду сюда вешать анонсы своих публичных выступлений (то есть лекции и выступления в Гараже). Вот.

    ОтветитьУдалить
  4. ОТЛИЧНО!...устраиваюсь поудобнее...
    Маша, народ требует ОТ МЕНЯ ссылки на твои прошлые тексты...я всех шю в архив АРТХРОНИКИ)))
    http://www.artchronika.ru/results.asp
    может перепостить-таки архивчик здесь?

    ОтветитьУдалить
  5. класс!!! надо учитывать еще бурный (до сих пор) рост объемов ру нета, люди пока только поступают в сеть и блоги, молодежь - почти все блогеры вытесняет старичков и процесс этот необратимый, то есть лучше разбираться в этом) и преподавать блогинг, тролинг и медиа-кракинг в институциях, может тогда их блоги оживут)))

    вообще то из сети на выставки приходит 10 из 100 записавшихся, Маркин просто считает что если тысячник запостил и пришло пятеро это и есть реклама в блогах) но надо ориентироваться где, кого и как зазывать... например в пиетере контакт и придут студенты, в москве одноклассники и придут перегидролные кобылы (если маркина пиарить в блогах всерьез)))

    кросспосчу)

    ОтветитьУдалить
  6. меня только бесит что из креативного поля блоги превратились в говноСМИ и площадки для селфпиара всяких политических долбоебов

    сейчас соотношение креатива на тонну говна значительно уменьшилось по сравнению с прошлой пятилеткой

    ОтветитьУдалить
  7. генри: для твоего утешения здесь будет креатива тонна ;)

    ОтветитьУдалить