воскресенье, 7 ноября 2010 г.

«Спросите Джерри»

Я – поклонник двух критиков. Одного из них угадайте сами (вы его прекрасно знаете), в вот второго зовут Джерри Сальц (регулярно пишет в New York Magazine).
Сальц описывает повседневность американского арт-критика, обнажая его социальные связи, взаимоотношения с дилерами, галеристами, художниками, коллегами и мобильность передвижений. Забавно, но, читая Сальца, я подумала о том, что некоторых наших «критиков» (замечу даже, высокопоставленных «критиков») довольно редко можно встретить на выставочной площадке. Не ходят они на выставки – другими словами, манкируют своими первейшими профессиональными обязанностями.
В общем, чтение колонки Джерри Сальца очень полезно. Я подписываюсь под каждым его словом.
Критик (правда, ресторанный) из анимационного фильма Брэда Берда "Рататуй", 2007

Из рубрики Джерри Сальца «Спросите арт-критика» на сайте artnet.com

Дорогой Джерри,
Я не подписываюсь своим настоящим именем, потому что я нью-йоркский дилер, в галерею которого вы приходили не раз. Однажды вы даже говорили со мной о «кое-каких дурных манерах в поведении арт-дилеров». С тех пор я напуган, поскольку мне кажется, что вы имели в виду именно меня. Но вы никогда не говорили, что же это за «дурное поведение».
ЭтоНеЯБэйби.

Дорогой ЭтоНеЯБэйби,
Я говорил о «дурном поведении арт-дилера» всего с несколькими галеристами за все годы работы. Порою я пытался донести до них реальный мессидж, порою это было обычное бухтение. Я люблю арт-дилеров! Правда! Они, наверное, мои самые любимые люди в художественном мире. Мне нравится, что они тратят деньги по своему усмотрению, выстраивают целые эстетические вселенные, поддерживают художников, создают рабочие места, и, делая все это, позволяют нам бесплатно смотреть искусство. Многие из них – визионеры. Но кое-что в арт-дилерах меня ужасно раздражает.
Мое правило номер 1 для дилеров гласит: никогда не применяйте свои приемы торговли к критику! Никогда!
Не могу передать, насколько я это ненавижу, но именно со мной это регулярно случается. Я прихожу в галерею, просто посмотреть, и через пару минут ко мне подходит ее владелец «чтобы просто сказать «привет». И вот он (или она) начинает мне «объяснять», пересказывать мне, что художник говорил по поводу работы. Далее я узнаю, что куратор Х только что был здесь, а работы упаковываются для отправки на биеннале Y. «Художники особенно любят эту работу» – Чак Клоуз, Крис Офили, или Маурицио (Каттелан конечно же. МС), или Клаус, или Брайс. Мне всегда хотелось сказать: «Маурицио нравится всё», но я молчу. Некоторые дилеры рассказывают, кто приобрел работы, какая комиссия по закупкам какого музея рассматривает эти работы, почем они продаются.
Все это фрустрирует меня как критика и как человека. Я хочу сказать дилеру: «Так, спокойно, я не слышу себя и не вижу работу». Но поскольку я критик, я должен оставаться спокойным и нейтральным. Не может быть ничего личного, иначе дилер отнесет все в моих будущих обзорах (или их отсутствии) на личный счет. Не говоря уж о том, что нельзя использовать ничего из того, что вам говорит дилер – иначе он будет везде говорить: «Это я рассказал Джерри все то, что он написал».
Очень сложно остановить этот поток слов, но недавно я сделал это! Я посмотрел прямо в глаза дилеру и сказал: «Поверьте мне, я – профессионал и знаю, как смотреть искусство, а еще я предпочитаю делать это самостоятельно». В общем, дайте мне самому посмотреть вашу выставку (идите на фиг. МС). Если она хорошая, я пойму это сам.

- - - - - - -

Дорогой Джерри
Как вы планируете свою неделю? Вы регулярно смотрите огромное количество выставок, как вы организуете свой рабочий день?
Фабиан.

Дорогой Фабиан
Когда я попал в арт-мир, он был до такой степени маленький (ух ты, я могу сказать то же самое: когда я в 2000 году пришла в наше художественное сообщество, оно было мелкое и маргинальное.МС), что можно было посмотреть все выставки за… ээээээээ, не будем об этом.
Обычно я смотрю 30–40 выставок в неделю. И неважно, в каком я состоянии или насколько плохое искусство я увидел, – после просмотра я всегда чувствую себя лучше (а вот я плохо себя чувствую, как правило.МС). Но иногда меня вставляет до такой степени, что я возвращаюсь на выставку снова и снова. Это почти всегда пользительно для моей работы. Хотя ладно, вру, не всегда. Я ходил на дебютную нью-йоркскую выставку Пипилотти Рист 19 раз, причем в последние пять-шесть моих посещений я так привык к сильным сторонам работы, что автоматически выискивал одни лишь недостатки. Поэтому обзор, который я в результате написал, был чрезмерно въедливым. Cremaster IV Мэтью Барни я посмотрел 75 раз, прежде чем написать рецензию. Но в случае с Барни я могу честно сказать, что работа мне действительно понравилась.
Регулярно я посещаю 125 нью-йоркских музеев, галерей, альтернативных площадок и тому подобных мест. Это единственное, что можно считать чем-то похожим на стратегию: я хожу в очень много мест, куда даже художники – и те не ходят. Иногда мне кажется, что художники смотрят меньше искусства, чем кто бы то ни было в нашем мире. Может быть, это единственный способ, благодаря которому большинство из них могут творить.
Критики – другое дело, особенно критики в еженедельных изданиях. Мы смотрим очень много выставок. Все время. Это наша работа. Увидите меня – скажите «привет».


P.S. Тема "дурного поведения" арт-дилеров так зацепила читателей Джерри, что он в другой колонке привел разъяснение:
Я люблю говорить с арт-дилерами, но после того, как посмотрю выставку. Вот тогда можно зайти в офис, обменяться сплетнями и новостями, поболтать о выставке, о Ларри Гагосяне, о Джефри Дейче... Дилеры, не молчите!

Комментариев нет:

Отправить комментарий