В 2009 году меня
угораздило взять интервью у боксера Владимира Кличко, который очень удачно
подвернулся мне на церемонии вручения Future Generation Art Prize в Киеве. Боксеры и бокс, как таковые, меня не интересуют
(я биатлон люблю, а еще керлинг), но в 2009 году олимпийский чемпион Владимир
Кличко неожиданно для всех выступил в новом амплуа, став куратором павильона
Украины на Венецианской биеннале. Причем в процессе беседы выяснилось, что
Кличко не только куратор, но еще и коллекционер, актер, а также, по
собственному признанию, в каком-то смысле художник.
![]() |
Куратор Владимир Кличко на рекламной
растяжке украинского павильон (работа художника Илья Чичкана). Мост Академии, Венеция, 2009. Фотографии: © drugoi |
В: Вы были куратором украинского павильона Венецианской
биеннале, что для боксера необычно. Многие сочли, что это пиар-ход — наших
художников не знают, а чемпиона Владимира Кличко знает весь мир.
О: Я абсолютно не
согласен. Вы, конечно, вправе задать вопрос, что делает спортсмен на биеннале,
какое он отношение имеет к современному искусству? Но вообще-то я занимаюсь
искусством. Вы не знали об этом? Я тоже художник, я рисую картины на лицах
людей. Я считаю, что искусство в целом усовершенствует человеческий интеллект,
делает его более гибким. Когда мы делали фотографии с Чичканом, я вообще не
хотел, чтобы была боксерская тема. Мы сделали кучу разных фотографий, и в
рубашке, и в костюме, что было, по-моему, уже немного перебором. Но
остановились на фотографии, где я позирую с роликами вместо перчаток.
В: Но одно дело — стать символом павильона, а совсем другое —
его куратором. Кому пришла в голову мысль использовать вас в этом качестве?
О: Не забывайте, спорт —
это тоже искусство, причем искусство, связанное с грацией и красотой. Мне
понравилась эта идея, мое назначение вовсе не было абстракцией, я участвовал во
многих организационных вопросах. Конечно, идеологом этой истории был Виктор
Пинчук. С Виктором мы знаем друг друга давно, очень тесно общаемся. Но
познакомились мы через искусство. Я — начинающий коллекционер, он —
коллекционер более опытный. Меня заинтересовали арт-проекты, которые он делает
на Украине. Мой брат Виталий более тесно общался с Виктором, через брата и
познакомились. Я думаю, если бы Виктор не был увлечен искусством, он бы вел не
только другой образ жизни, но и бизнесом занимался бы по-другому. Но то, что он
увлекся искусством, меня совершенно не удивляет: Пинчук очень тонкий,
чувствительный человек.
В: А почему вы не пришли на открытие украинского павильона? Я
видела там вашего брата.
О: В это время я был на
стадионе, готовился к поединку. В этом весь прикол. Я куратор, но куратора
представлял на выставке похожий на него человек, его брат. Что интересно —
очень многие нас перепутали, думали, что это куратор Владимир.
В: Вы начали коллекционировать искусство под влиянием Пинчука?
О: Нет, мы в дружеских
отношениях, никакого влияния на меня с его стороны нет. Мы с детства с друзьями
общались с художниками, покупали их картины. Мне всегда было интересно иметь
картину художника, с которым я знаком. Каждая картина для меня — энергетический
месседж. У меня есть пара картин незнакомого мне итальянского художника — Роко,
который рисует настолько идеально, что сначала я не мог понять, фотография это
или нарисовано руками. Второй художник в моей коллекции — Люси Лью. Вообще-то
она более известна как актриса, и о том, что она рисует, знают немногие, хотя у
нее и отлично получается, и она уже продается на ярмарке Art Basel. Еще мне
нравятся работы Сильвестра Сталлоне.
В: Да, он теперь еще и художник-абстракционист, его представляет
галерея Гмуржинской?
О: В его работах
присутствует то, что я мог бы назвать азиатской тонкостью. У Сильвестра очень
много красок, он любит все яркое, его живопись говорит о его жизнерадостности.
Я общался с ним две недели назад, он говорит: удивительно, что мои картины
выставляют на «Арт Базеле».
В: Все, кого вы назвали, в первую очередь знаменитости, а только
потом художники.
О: У меня есть работы
украинского живописца Тистола.
В: В России спорт становится идеологией, победы российских
спортсменов в последние годы преподносились властью как политические победы. В
том смысле, что Россия выходит из кризиса 90-х, встает с колен и т. д. А какое
значение имеет спорт на Украине?
О: Сравнивать российское и
украинское государства сложно. Это абсолютно различные государства, прежде
всего политически. Политически мы разделены, в народе — нет. Мне понравилось,
как сказал патриарх Кирилл, наш духовный, славянский авторитет, когда ездил по
Украине. Когда он вернулся в Москву, то президент Медведев его спросил: «Как
было в Украине, как вы съездили? Ведь Украина — это государство, с которым мы
никак не можем подружиться». Кирилл говорит: «У нас Бог один, мы — славянская
нация, у нас очень много общего, у нас общая история, и народы разделить никому
не удастся». Мне это было приятно. Теперь что касается спорта. Он и должен быть
государственной идеологией. Спорт — это визитная карточка государства. Если
государство не может в экономическом или политическом плане блистать ничем, так
пусть блещет спортом и искусством. Я занимаюсь профессиональным спортом уже
очень много лет. Сегодня мне 33 года, я сам себе хозяин, без федерации и всего
остального. Но я бы желал, чтобы на Украине спорт поддерживали, хотя бы как в
России, чего, к сожалению, не прослеживается.
В: В 14 лет вы начали заниматься боксом. Почему вы предпочли его
другим видам спорта?
О: Совершенно случайно. Я
вообще хотел стать доктором, фельдшером. В медицинском техникуме сказали:
нормально, мы тебя принимаем, все отлично, но два года надо работать медбратом
и только после этого можно начинать учиться на фельдшера. А я не хотел быть
медбратом, я хотел сразу быть фельдшером! У меня желание такое было! Это меня
так задело! Я забрал документы из училища и решил заняться спортом. Тренера
стали мне рассказывать о всяческих перспективах. Я вообще не понимал, о чем они
говорят. Спорта я просто боялся, боялся выходить на ринг. Это было для меня
чуждо. Но решающую роль сыграло то, что боксом занимался мой брат, а я был
такой «повторялкин». Без брата я бы 100% стал фельдшером. Или поступил бы в
Суворовское училище, ведь мой отец военный.
В: Еще вы снимаетесь в кино, в «Одиннадцати друзей Оушена»
сыграли. Кто подвиг вас начать кинокарьеру?
О: Есть такой голливудский
продюсер Джерри Вайнтрауб, который нашел меня в Германии, в Гамбурге, и
предложил сняться в голливудском фильме. Сначала меня это не особо
заинтересовало, но после того, как я получил список актеров — Джулия Робертс,
Мэтт Деймон, Джордж Клуни, Брэд Питт, Эндрю Гарсиа, я понял, что это отличная
история, отличная команда. Две недели мы снимались, в Лос-Анджелесе. Самое
интересное, что в «Одиннадцати друзьях» я играю самого себя. Когда Клуни (то
есть мистер Оушен) крадет деньги в казино, внимание всех людей приковано к
боксерскому поединку — Кличко боксирует с Ленноксом Льюисом. После «Друзей» ко
мне обратился немецкий режиссер и актер Тиль Швайгер, говорит, хочу, чтобы ты
участвовал в моем проекте. Я ему говорю: «Я сейчас занят в другой интересной
роли — чемпиона мира в тяжелом весе, и она занимает все мое время». Но Швайгер
предложил мне играть самого себя. Заинтриговал. Предложил играть свадьбу Кличко
и даже мне самому выбрать себе невесту. Я сразу определился, что буду «жениться»
на Ивон Каттерфельд. Фильм назывался «Красавчик», недавно вышло продолжение —
«Красавчик-2», в котором мы с Ивонн рассказываем, что в браке всегда надо идти
на компромиссы и работать над отношениями.
В: Чем вы будете заниматься после того, как уйдете из спорта?
Ваш брат пошел в политику — был советником Ющенко. Вы думаете о политической
карьере?
О: Нам хватит одного
политика в семье. Я связываю свое будущее, помимо спорта, с бизнесом. Наша
компания KMG (Klitchko Management Group), у нас штаб-квартира в Гамбурге, мы
помогаем западным фирмам заниматься экспансией в Восточную Европу. Есть еще K2
Promotions — промоутерская компания. Мы в августе организовали поединок между
чеченским боксером Заурбеком Байсангуровым и нигерийцем Эромоселе Альберта в Чечне,
в Грозном. Мы привыкли, что в российских новостях всегда показывают не очень
радостные картинки из Грозного, а тут спортивный праздник, прекрасное
настроение. Было много позитива — чеченский боксер выиграл у американца, стал
чемпионом. Мне было приятно.
В: С современным искусством часто связаны скандалы. Например, Ян
Фабр использует останки людей, немецкий художник Гюнтер фон Хагенс делает
инсталляции из человеческих трупов — «Доктор Смерть». Как вы относитесь к
подобным экспериментам?
О: По поводу «Доктора
Смерть» — меня с ним познакомили на каком-то мероприятии. Когда мы пожимали
друг другу руки, я себя немного чувствовал не в своей шкуре, в прямом смысле
слова. Мы здороваемся, а он меня внимательно осматривает, типа «Ага!». Честно
говоря, после такого хотелось пожать ему руку посильнее. Не надо забывать, что
такое мораль. Если в произведении проскальзывает какой-то негатив вроде
национальной и религиозной розни — я категорически против такого искусства.
В: А если секс? Как, например, в серии Джеффа Кунса «Сделано на
небесах».
О: Джефф Кунс это делает совершенно фантастически.
Комментариев нет:
Отправить комментарий